Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Официальный отзыв Правительства
Заключение профильного комитета
Заключение Правового управления Аппарата ГД

Ваше мнение о законопроекте

Проект федерального закона
"О внесении дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации" (об ограничении совместной службы лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве)

№ 227567-3, вносится Государственным Собранием Республики Башкортостан

(внесен 23.07.2002)

Статья 1.

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3) следующее дополнение:
дополнить главу 11 статьей 64-1 следующего содержания:

"Статья 64-1. Ограничение совместной службы родственников

Запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В необходимых случаях исключения из этого правила могут устанавливаться федеральным законом.".

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 3.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент Российской Федерации


Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Статьей 20 Кодекса законов о труде РСФСР был установлен запрет на совместную службу на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их служба была связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Вступивший в силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих ограничение совместной службы лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве.

Отсутствие указанной нормы приводит к различного рода злоупотреблениям со стороны работодателей. При приеме на работу, при сокращении численности работников отдельными работодателями учитываются не деловые качества, опыт работы, а степень родства.

Запрет на совместную службу родственников установлен в отношении государственных служащих (подпункт 5 пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").

Считаем, что ограничения совместной службы родственников должно быть установлено и в отношении работников государственных и муниципальных организаций.

Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан К. Толкачев


Официальный отзыв Правительства на проект федерального закона № 227567-3 "О внесении дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации"

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Данный законопроект предусматривает дополнение статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации новой статьей 64-1, согласно которой запрещается совместная служба в одной и той же государственной или муниципальной организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностъю одного их них другому. В необходимых случаях исключения из этого правила могут устанавливаться федеральным законом.

Законопроект ограничивает совместную службу лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, в одной и той же государственной или муниципальной организации.

В Российской Федерации государственные и муниципальные организации имеют различные организационно-правовые формы, в связи с чем распространение ограничений совместной службы лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, на все виды этих организаций не соответствует конституционным принципам, предполагающим возможность ограничения прав и свобод граждан в определенных случаях, предусмотренных статьей 55 Конституции Российской Федерации.

Действующий Трудовой кодекс Российской Федерации не исключает возможности устанавливать отдельные сферы деятельности, где можно применять вышеуказанные ограничения прав работников, которые должны закрепляться в федеральном законе.

Такие ограничения установлены, например, для государственных служащих Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" порядок прохождения муниципальной службы и требования к муниципальным должностям муниципальной службы должны определяться уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Законом г. Москвы от 21 октября 1998 г. "О муниципальной службе в районах города Москвы", например, установлены ограничения для муниципальных служащих по признаку родства или свойства.

Предлагаемое законопроектом дополнение устанавливает запрет на совместную службу лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве без учета того, что понятие "служба" применимо лишь к исполнению обязанностей работниками определенных сфер деятельности и, прежде всего, в органах государственной власти, а также в иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами.

На иные организации, финансируемые из бюджетов всех уровней, действующим законодательством понятие "служба" не распространяется.

Кроме того, в пояснительной записке к рассматриваемому проекту основной причиной, определяющей необходимость введения ограничений в отношении работников государственных и муниципальных организаций, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, указывается наличие злоупотреблений со стороны работодателей при приеме на работу и сокращении численности работников, заключающихся в том, что степень родства лежит в основе отказа в заключении трудового договора.

Подобное основание не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации и должно расцениваться как дискриминация, а в определенных случаях – как необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации считает принятие указанного законопроекта нецелесообразным.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В. Матвиенко


Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по проекту федерального закона № 227567-3 "О внесении дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации"

По мнению авторов законопроекта, Трудовой кодекс РФ не содержит норм, предусматривающих ограничение совместной службы лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве. Отсутствие такой нормы приводит к злоупотреблениям со стороны некоторых работодателей, учитывающих при приеме на работу или увольнении степень родства, а не деловые качества работника.

Авторы законопроекта предлагают дополнить статью 64 ТК РФ новой статьей 64-1, запрещающей совместную службу лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, в одной и той же государственной или муниципальной организации, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В круг указанных лиц входят родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов. В необходимых случаях исключения из этого правила могут устанавливаться федеральным законом.

Согласно статье 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В сфере реализации трудовых прав граждан действующим Трудовым кодексом РФ также предусмотрена возможность применять указанные ограничения. Эти ограничения не являются дискриминацией, если они определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом (ст. 3 ТК РФ).

Так, для государственных служащих соответствующие ограничения установлены Федеральным законом от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствии со статьей 21 этого закона гражданин не может поступить на государственную службу и находиться на ней в случае близкого родства или свойства с государственным служащим, если они работают на должностях, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Это ограничение распространяется на граждан, замещающих государственные должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа (ст. 1 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").

Порядок прохождения муниципальной службы и требования к соответствующим муниципальным должностям определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ (ст. 1 ФЗ от 08.01.1998 № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"). Так, к примеру, закон г. Москвы от 21.10.1998 № 24 "О муниципальной службе в районах города Москвы" (ст.14) и закон Московской области от 31.07.1997 № 42/97-03 "О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области" (ст. 33) устанавливают ограничения для родственников при поступлении на муниципальную службу.

Дополнение, предлагаемое законопроектом, запрещает совместную службу лиц, состоящих в близком родстве или свойстве, без учета того, что государственные и муниципальные организации могут иметь различные организационно-правовые формы. Распространение предлагаемых ограничений на все виды организаций представляется неправомерным, т.к. такое ограничение прав граждан в соответствии со статьей 55 Конституции РФ возможно лишь в определенных случаях.

Необходимо отметить, что текст предлагаемого дополнения фактически восстанавливает в Трудовом кодексе РФ формулировку статьи 20 Кодекса законов о труде РФ, содержащей прямой запрет на совместную службу родственников в одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении или организации независимо от их организационно-правовых форм.

Отказ в заключении трудового договора на основании степени родства или соответствующие злоупотребления со стороны работодателя при сокращении численности работника, упомянутые в пояснительной записке, могут быть расценены как дискриминация. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда или в суд для восстановления нарушенных прав.

На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 30 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 55 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом:
– от 9 субъектов РФ получены положительные отзывы;
– от одного субъекта РФ получен отрицательный отзыв;
– один субъект РФ замечаний и предложений к законопроекту не имеет;
– мнение 11 субъектов РФ следует считать не выраженным, т.к. мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти разделились.

В ряде отзывов отмечается, что формулировка "государственная и муниципальная организация" использована некорректно, в связи с чем предлагается привести текст законопроекта в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Также отмечается необходимость уточнить понятие "служба" в целях однозначного толкования предлагаемой нормы.

Правительство Российской Федерации в официальном отзыве не поддерживает принятие данного законопроекта, считая, что предлагаемое законопроектом дополнение устанавливает запрет на совместную службу лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, без учета того, что понятие "служба" применимо лишь к исполнению обязанностей работниками определенных сфер деятельности, прежде всего, в органах государственной власти. На иные организации, финансируемые из бюджетов всех уровне, действующим законодательством понятие "служба" не распространяется.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении на законопроект сообщает, что он нуждается в юридико-технической доработке в соответствии со сложившимися правилами законодательной техники.

Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает данный законопроект, полагая, что термин "государственные и муниципальные организации" слишком широк и не определяет однозначно круг лиц, на которых должно распространяться действие предлагаемой новой статьи 64-1.

В своем отзыве Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендует воздержаться от принятия законопроекта, т.к. рассматриваемая проблема может быть разрешена на уровне субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного Комитет по труду и социальной политике не поддерживает проект федерального закона № 227567-3 "О внесении дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации " и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.


Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 227567-3 "О внесении дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Изучив проект федерального закона, сообщаем.

1. В связи с тем, что Кодекс дополняется только одной статьей, по сложившимся правилам законодательной техники и в целях удобства пользования Кодексом, предлагается название федерального закона изложить в редакции "О дополнении Трудового кодекса Российской Федерации статьей 64-1".

2. В названии и тексте предлагаемой новой статье 64-1 слова "службы" и "служба" следует заменить словами "работы" и "работа", поскольку термин "служба" в Трудовом кодексе не применяется. Кроме того, следует уточнить, о каких братьях и сестрах идет речь, поскольку в законодательстве Российской Федерации применяются такие понятия как "полнородные и неполнородные братья и сестры" (статья 14 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 1144 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также понятие "двоюродные братья и сестры" (статья 1144 Гражданского кодекса Российской Федерации).

3. В статье 3 проекта слова "Предложить" и "поручить" предлагается исключить как излишние (см. статью 106 Регламента Государственной Думы).

Начальник Управления Г.П. Ивлиев



Ваше мнение о законопроекте

Организация организации - рознь!2004-02-05 22:23:43
Организация организации рознь!
Одно дело, например, администрация города, где Глава (зам., начальник отдела) вряд-ли вправе размещать свою родню на теплых местах, и совсем другое - муниципальные учреждения культуры, физкультуры и спорта, образования, где традиционно сложилась система династий: учительских, спортивных, культурных и пр. Туда, на нищенские оклады, нормальные люди и идут только по убеждениям да семейным традициям. Да и на кого еще можно расчитывать в случае постоянной необходимости выполнения сверхурочной работы, неоплачиваемых внеплановых заданий, кто не разбежится при частых задержках выдачи зарплаты, как не на родных и близких?
Такой "всеобщий" запрет принесет муниципальным учреждениям куда больше вреда, чем пользы.
Дифференцировать надо понятия, господа.
Александр Егоров
 
 
Тема:
 

   
 
Ваше мнение:
 

    

 
Подпись:
 

   
 

   
 
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin