Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России
 
   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   

Пояснительная записка
Финансово-экономическое обоснование
Перечень законодательных актов для принятия
Перечень законодательных актов для отмены
Экспертные заключения

Проект федерального закона
"Об экологической культуре"

№ 90060840-3, вносится депутатами Государственной Думы В.А. Грачевым, С.М. Ахметхановым, Р.С. Бакиевым, А.Н. Грешневиковым, В.Д. Кадочниковым, Р.И. Нигматулиным, В.В. Оленьевым, А.Н. Томовым

(внесен 13.07.2000)

Глава I.Общие положения (ст. 1–4)
Глава II.Экологическое образование и просвещение как основа экологической культуры общества (ст. 5–14)
Глава III.Управление в области экологической культуры (ст. 15–23)
Глава IV.Международное сотрудничество в сфере экологической культуры (ст. 24)
Глава V.Заключительные положения (ст. 25–26)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, возникающие в процессе формирования в обществе экологической культуры, а также определяет основные принципы государственного регулирования в этой области, направленного на реализацию в Российской Федерации конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности страны и каждого человека.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека;
управление в области экологической культуры – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для формирования общественного экологического сознания через систему непрерывного экологического образования и просвещения координации деятельности юридических и физических лиц по развитию экологической культуры каждого человека и общества в целом;
экологическое образование – непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;
экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде;
экологическое просвещение – распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экологической культуре

1. Законодательство Российской Федерации об экологической культуре основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации об охране окружающей природной среды, образовании, особо охраняемых природных территориях, общественных объединениях, о безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, культуре, средствах массовой информации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области экологической культуры, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Статья 3. Основные принципы государственного регулирования в области экологической культуры

Основными принципами государственного регулирования в области экологической культуры являются:
1. Системность, комплексность и непрерывность экологического образования и просвещения:
формирование, в первую очередь у обучающихся в системе образования, ценностных ориентации и нравственных норм поведения, а также получение знаний и практических навыков в области экологии, экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей природной среды;
преподавание предмета/курса и/или введение самостоятельной образовательной области "Экология" в образовательных учреждениях Российской Федерации на всех уровнях системы образования в соответствии с утвержденными учебно-методическими материалами;
экологизация учебных предметов системы образования Российской Федерации;
создание на всех уровнях профессионального образования преемственных учебных планов и программ экологической направленности;
включение вопросов экологии и экологической безопасности в программы подготовки специалистов для системы образования, а также в программы послевузовского образования и для сдачи государственных экзаменов по специальности на соискание ученой степени бакалавра, специалиста, магистра, кандидата наук;
экологическое просвещение населения, воспитание основ экологической культуры во всех сферах жизни и деятельности;
2. Обязательность необходимой экологической подготовки руководящих работников, научных работников и специалистов, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов, ведущих эколого-просветительскую деятельность; включение в перечень обязательных требований экологической аттестации руководителей и специалистов лицензируемых видов деятельности, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье людей.
3. Согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
4. Государственная поддержка, экономическое стимулирование конкретной деятельности по развитию экологической культуры в Российской Федерации, направленная на решение задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию.
5. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры.

Статья 4. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Сферой применения настоящего Федерального закона является система непрерывного экологического образования и просвещения, представляющая собой совокупность системы образования Российской Федерации, информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации, а также управление в области экологической культуры.
2. Информационное экологообразовательное пространство Российской Федерации включает особо охраняемые природные территории и историко-архитектурные комплексы, антропогенные ландшафты, сеть библиотек и средств массовой информации, сферы науки и искусства, культуры и отдыха, спорта и туризма, объекты производства и сферы услуг, иные сферы жизни и деятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом.
3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их компетенции, а также на общественные организации и на каждого человека.

Глава II. Экологическое образование и просвещение
как основа экологической культуры общества

Статья 5. Экологическое образование в образовательных учреждениях Российской Федерации

Для формирования в обществе экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется экологическое воспитание и обучение, как неотъемлемая составляющая системы образования.

Статья 6. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов

В федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в установленном порядке включается самостоятельная образовательная область "Экология" и/или предметы/курсы, касающиеся проблем устойчивого развития, охраны окружающей природной среды, природопользования и экологической безопасности, менеджмента экологических программ и т.п.

Статья 7. Дошкольное экологическое воспитание

1. Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру.
2. Родители или заменяющие их лица, а также работники дошкольных учреждений обязаны воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, в том числе к природе. А именно:
развивать у детей эмоционально-положительное отношение к природе и ее представителям, чувство гордости за родную природу, а также формировать у них навыки бережного отношения к окружающей природной среде, в том числе к животным и растениям;
формировать культуру потребления, включая необходимость вторичного использования бытовых отходов и обращения с ними, экономного использования воды, источников энергии, продуктов питания, а также культуру повседневного поведения.
3. Аттестация дошкольных образовательных учреждений производится при наличии программ экологического воспитания детей, экологического просвещения родителей, экологического паспорта дошкольного учреждения, а также штатного воспитателя-эколога.

Статья 8. Школьное и дополнительное экологическое образование

1. В целях становления экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие в окружающей среде, в основные и дополнительные общеобразовательные программы включается образовательная область "Экология" и/или вводится предмет "Экология", а также специальные и интегрированные учебные предметы и курсы экологического содержания.
2. В Российской Федерации в установленном порядке осуществляется государственная поддержка дополнительного экологического образования, проводимого:
детскими экологическими организациями;
экологическими лагерями, экологическими экспедициями для детей и подростков:
детскими домами творчества, экологическими центрами, музеями, библиотеками, экологическими кружками, станциями юных натуралистов и др.;
школьным экологическим мониторингом.

Статья 9. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе

В целях подготовки по основным направлениям общественно-полезной деятельности экологически грамотных работников и специалистов начального и среднего звена, формирования у обучающихся культуры производства, поведения на рабочем месте и в быту, чувства ответственности за сохранение окружающей природной среды в программах начального и среднего профессионального образования вводится предмет "Экология", а также общие, специализированные и специальные экологические программы и курсы.

Статья 10. Экологическое образование в высших учебных заведениях

1. Для подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, высшие учебные заведения обеспечивают экологоориентированную подготовку специалистов путем:
формирования у студентов экологического сознания, трансформируемого в профессиональной деятельности в навыки и умения по организации экологического образования и просвещения людей;
вовлечения в практическую природоохранную деятельность;
развития представлений о технико-экономических, организационно-правовых, информационных и иных возможностях и путях решения экологических проблем.
2. В профессионально-образовательные программы высшего педагогического образования вводятся предметы базовой эколого-педагогической подготовки, а также комплексная программа непрерывной экологической подготовки студентов.
3. В высших учебных заведениях страны могут создаваться экологические факультеты и специальные кафедры по экологии для подготовки специалистов-экологов, а также для подготовки специалистов по эколого-просветительской работе.

Статья 11. Экологическая подготовка руководящих работников и специалистов

1. Руководящие работники и специалисты, связанные с деятельностью, оказывающей воздействие на окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.
2. В Российской Федерации проводится профессиональная экологическая подготовка и переподготовка лиц, не имеющих высшего экологического образования, равно как повышение квалификации в области экологии и природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности преподавателей образовательных учреждений всех уровней, в том числе для системы профессиональной переподготовки, а также работников культуры и просвещения, физической культуры и спорта с выдачей им соответствующих документов (сертификатов) об экологическом/эколого-педагогическом образовании.
3. Для замещения должностей государственных служащих органов всех уровней власти, регулирующих вопросы деятельности учреждений, организаций и предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду и здоровье человека, обязательно образование по специальностям экологического профиля.

Статья 12. Экологическое самообразование

1. Граждане Российской Федерации независимо от возраста могут самостоятельно повышать уровень личной экологической культуры, способствуя тем самым развитию в обществе экологической культуры.
2. В целях обеспечения условий для экологического самообразования граждан Российской Федерации органами местного самоуправления в установленном порядке может осуществляться государственная поддержка развития различных форм и учреждений экологического самообразования граждан (открытых народных университетов, дистанционного экологического образования через компьютерные сети и другие средства телекоммуникации, постоянно действующих лекториев, музеев, кружков, клубов по интересам, выставок, семинаров, конференций и т.п.).

Статья 13. Экологическое образование в Вооруженных Силах и приравненных к ним образованиях

1. В целях формирования экологического сознания, высокого уровня экологической культуры военнослужащих, а также для обеспечения экологической безопасности военной деятельности, снижения экологического риска на территориях дислокации войск (сил) вводится система экологического образования как составная часть и одно из приоритетных направлений военного образования в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы, внутренних войск России и приравненных к ним образованиях, а также системы гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. А именно:
развитие системы экологического обучения и воспитания Вооруженных Сил как неотъемлемой части системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и просвещения личного состава в области экологической безопасности;
подготовка специалистов с высшим военным и высшим военно-специальным образованием в области организации и обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил России, включая стратегическое, оперативное развертывание и боевые операции на театре военных действий с развитой инфраструктурой;
экологическая подготовка специалистов для органов военного управления и войск (сил);
профессиональная военно-экологическая подготовка военнослужащих в высших военных учебных заведениях России путем преподавания военно-экологических дисциплин;
экологическая подготовка студентов на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по специальности "военная экология";
подготовка преподавательских и научных кадров для организации экологического образования и научных исследований в области экологии в Вооруженных Силах и высших военных учебных заведениях;
проведение регулярных эколого-образовательных семинаров, совещаний в военных округах, флотах и гарнизонах с участием природоохранных органов и органов управления образованием;
экологическая подготовка в общественных и общественно-государственных объединениях, осуществляющих подготовку граждан по военно-учетным специальностям.

Статья 14. Экологическое просвещение

1. В целях обеспечения конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также формирования нравственного отношения человека к окружающей среде как основы повышения уровня экологической культуры общества в Российской Федерации осуществляется экологическое просвещение населения через средства массовой информации, музеи, библиотеки, лектории и иные объекты информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации.
2. Средства массовой информации, в соответствии с их компетенцией, осуществляют распространение и пропаганду экологических знаний, информации, включая рекламу, о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасности посредством выпуска специализированных радио- и телепрограмм, печатных изданий экологического характера, а также экологизированных программ и передач.
3. Библиотеки на территории Российской Федерации являются центрами экологической культуры. В этих целях публичные и научные библиотеки комплектуют экологические структуры, формируют банки данных о состоянии окружающей среды и здоровья населения, целенаправленно осуществляют эколого-просветительскую деятельность в соответствии со своей компетенцией.
4. Особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки и др.) как объекты общенационального культурно-исторического достояния народов Российской Федерации осуществляют эколого-просветительскую деятельность. В этих целях осуществляется:
организация постоянно действующей системы экологической пропаганды и природоохранного просвещения на базе природных заповедников и национальных парков России, создание в них соответствующих структурных подразделений, информационно-просветительских центров и музеев природы;
разработка и реализация эколого-просветительских программ и проектов с учетом природных особенностей и экологической обстановки в регионе, местных традиций и задач, стоящих перед конкретной особо охраняемой природной территорией;
создание условий для проведения летних экологических практикумов, в первую очередь для учащихся школ, профессиональной стажировки педагогов и студентов;
развитие экологического туризма как эффективной формы экологического просвещения.
5. Совершенствование методических и организационных основ музейного и библиотечного дела в сфере охраны природы и экологических принципов рационального природопользования, организация банков данных для массового потребителя экологической информации, проведение всероссийских и региональных конкурсов для работников заповедников, музеев и библиотек на лучшую экспозицию и организацию эколого-просветительской работы с населением, в том числе со школьниками и студентами, а также для освещающих экологические проблемы журналистов на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу.

Глава III. Управление в области экологической культуры

Статья 15. Государственное регулирование деятельности в области экологической культуры

Государственное регулирование деятельности в области экологической культуры осуществляет Правительство Российской Федерации, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основе единой государственной экологической политики и в соответствии со своими полномочиями.

Статья 16. Полномочия Российской Федерации

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации по созданию условий формирования в России экологической культуры относятся:
осуществление в целом государственного регулирования по развитию в Российской Федерации экологической культуры;
разработка основных направлений государственного регулирования в области экологической культуры;
создание единой государственной системы информационного обеспечения деятельности в области экологической культуры;
координация деятельности федеральных органов государственной власти по вопросам непрерывного экологического образования и просвещения;
разработка и реализация федеральной целевой программы экологического образования и просвещения, иных целевых и отраслевых федеральных программ, содержащих вопросы экологического образования и просвещения;
формирование в уставленном порядке федерального бюджета в части расходов на развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения;
участие в разработке и реализации международных программ по развитию экологической культуры;
установление порядка и определение условий проведения аттестации по вопросам профессиональной экологической подготовки государственных служащих и специалистов организаций, связанных с деятельностью, оказывающей воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов системы образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и средств массовой информации;
руководство в пределах своей компетенции системой непрерывного экологического образования и просвещения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
контроль за исполнением настоящего Федерального закона.
2. Координацию действий по обеспечению в Российской Федерации государственного регулирования деятельности в области экологической культуры осуществляет специально уполномоченный Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит:
разработка основных направлений государственного регулирования в области экологической культуры;
управление системой непрерывного экологического образования и просвещения на территории Российской Федерации;
координация действий федеральных органов государственной власти по вопросам непрерывного экологического образования и просвещения.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области экологической культуры, действует на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Полномочия субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по развитию в регионе экологической культуры относятся:
государственное регулирование деятельности по развитию в регионе экологической культуры;
развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения;
реализация в пределах своей компетенции федеральной целевой программы экологического образования населения России;
включение вопросов развития экологической культуры в целевые и иные программы развития региона.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации на своей территории обладают всей полнотой государственной власти в вопросах непрерывного экологического образования и просвещения в целях развития в обществе экологической культуры.

Статья 18. Полномочия органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления ответственны за развитие экологической культуры населения на своей территории, включая:
реализацию права граждан на получение установленного настоящим Федеральным законом экологического образования в подведомственных им образовательных учреждениях, в том числе дошкольных;
экологическое просвещение населения через местные средства массовой информации, библиотеки, музеи, учреждения культуры и производства, спорта и туризма, а также по месту жительства в целях формирования у людей устойчивого стереотипа экологически сообразного поведения людей во всех сферах жизни и деятельности;
формирование местных бюджетов в части расходов на экологическое образование и просвещение, фондов развития экологической культуры, а также установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие в обществе экологической культуры.
2. Органы местного самоуправления в установленном порядке могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых материальных и финансовых средств для осуществления государственного регулирования деятельности в области экологической культуры, в частности для организации:
процесса непрерывного экологического образования и просвещения в соответствии с их компетенцией в информационном экологообразовательном пространстве Российской Федерации;
консультационных услуг по вопросам экологического образования и просвещения. В этих целях могут создаваться консультационные советы.
3. Органы местного самоуправления могут реализовывать указанные полномочия и в пределах своей компетенции, в том числе включая конкретные программы дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей, экологическому просвещению населения, экологической культуре в муниципальные (местные) планы и программы.

Статья 19. Участие общественных объединений и граждан

1. Общественные объединения и граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в развитии основ экологической культуры в обществе, в том числе имеют право:
участвовать в конкурсах по разработке и реализации программ экологического образования и просвещения;
осуществлять общественный контроль за развитием экологического образования и просвещения в целях формирования в обществе основ экологической культуры;
создавать общественные фонды экологической культуры, иные структуры по экологическому просвещению населения;
запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления этой деятельности.
2. Религиозные объединения, действующие на территории Российской Федерации, могут участвовать в духовно-нравственном воспитании и экологическом просвещении населения в целях формирования в обществе основ экологической культуры, а также готовить в подведомственных им учебных заведениях специалистов в области экологической культуры на основании государственной лицензии в соответствии с государственными образовательными стандартами и законодательством Российской Федерации об образовании.

Статья 20. Консультационные советы

Для содействия государственным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления при реализации ими государственных полномочий по развитию в обществе экологической культуры, а также для оказания гражданам и юридическим лицам консультативно-методической помощи по вопросам экологического образования и просвещения при указанных органах могут создаваться государственно (и/или муниципально)-общественные консультационные советы.
Деятельность консультационного совета определяется положением, утверждаемым органом исполнительной власти соответствующего уровня.
В состав консультационных советов могут входить специалисты, обладающие знаниями и опытом в сфере экологического образования и просвещения, охраны окружающей среды и природных ресурсов, природопользования и экологической безопасности, культуры и спорта.

Статья 21. Финансирование деятельности по развитию в Российской Федерации экологической культуры

1. Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий развития в Российской Федерации системы непрерывного экологического образования и просвещения в целях формирования в обществе экологической культуры.
Бюджетное финансирование деятельности по развитию в обществе экологической культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях развития в обществе экологической культуры распределение расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год по разделам, подразделам, целевым
Статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации осуществляется посредством структурного уточнения и дифференциации средств в пределах планируемых по ведомственной структуре расходов на образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, библиотеки, музеи и постоянные выставки, средства массовой информации, гражданскую оборону, по федеральным целевым программам и федеральным программам развития регионов, по целевым бюджетным фондам, а также за счет дополнительных доходов федерального бюджета в указанных разделах и подразделах названной классификации.
2. Организационное, финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное, научное и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного экологического образования и просвещения в целях развития в Российской Федерации основ экологической культуры, может устанавливаться федеральной целевой программой экологического образования и просвещения, принимаемой федеральным законом.
3. Иные федеральные целевые и отраслевые программы включают вопросы экологического образования и просвещения.
Порядок и объемы финансирования федеральных целевых и отраслевых программ, включающих вопросы экологического образования и просвещения, устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Вопросы экологического образования и просвещения в качестве основы формирования в обществе экологической культуры включаются в целевые региональные программы субъектов Российской Федерации, утверждаемые к бюджетному финансированию на соответствующий финансовый год.
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на некоммерческие организации, ведущие деятельность в области экологической культуры, тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, другие виды коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для отпуска данных ресурсов населению.
6. В пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица могут объединять денежные и материальные средства для совместной поддержки деятельности в области экологической культуры.
7. Расходы на развитие в Российской Федерации экологической культуры могут финансироваться также за счет средств экологических фондов Российской Федерации, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. В целях привлечения дополнительных финансовых средств для поддержки развития экологической культуры некоммерческим организациям, ведущим деятельность в области экологической культуры, а также физическим лицам и юридическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие экологической культуры на территории Российской Федерации, предусматриваются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона

Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами образования и науки, культуры и спорта, охраны окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасности.
Правительство Российской Федерации в установленном порядке публикует информацию о ходе развития в Российской Федерации экологической культуры.

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение настоящего Федерального закона влечет ответственность в соответствии с уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации.

Глава IV. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры

Статья 24. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры

Международное сотрудничество в сфере экологической культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация участвует в международных проектах и программах в сфере экологической культуры.

Глава V. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

Президент Российской Федерации



Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об экологической культуре"

1. О необходимости развития в Российской Федерации экологической культуры

Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологической культуры общества, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития страны.

Низкий уровень экологической культуры объясняет нравственные пороки общества: потребительское отношение Человека к Природе, истощительное природопользование (в том числе распродажа стратегических ресурсов и природных богатств), чрезмерное техногенное воздействие на природу, которые привели к резкому падению ее восстановительного потенциала, в особенности в России – к росту числа зон экологического бедствия, реабилитация которых требует постоянно растущих значительных материальных затрат, фактически – половины национального дохода страны, а не полпроцента расходной части федерального бюджета. Политическая недальновидность в решении экологических проблем дорогого стоит – жизнеспособности государства, здоровья населения.

Решение экологических проблем цивилизации в XX веке, в эру научно-технической революции зашло в тупик. Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки и пр., вкупе с охраной природы (как материальной ценности) при помощи нормативно-ограничительных, запретительских мер.

Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стало осознание человеком своего превосходства над природой и противопоставление себя ей. Включение же природы в сферу духовной жизни человека, в сознание людей – процесс психологически трудный, предполагающий смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей и в итоге – формирование в контексте общечеловеческой культуры экологической культуры, высокий уровень которой станет надежным гарантом обеспечения экологической безопасности, а значит выживания общества в условиях экологического кризиса.

Обеспечение экологической безопасности страны предполагает смену существующих приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания людьми сути экологических проблем и личного участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к среде обитания связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, продолжительно по времени, должно быть системным и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп российского общества через систему непрерывного экологического образования и просвещения, что позволит на любом уровне принимать и осуществлять экологически грамотные управленческие решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной деятельности в конкретной местности, регионе, стране, мире. Дефицит экологических знаний лежит в основе большей части нарушений природоохранного законодательства и является причиной бездействия властей и неадекватной реакции населения.

По статистике, 15% мировой управленческой элиты принимает решения, от которых зависит судьба 85% ресурсов планеты, 2/3 которых сосредоточены в Российской Федерации, устойчивое развитие которой практически нереально без решения экологических проблем, обеспечения экологической безопасности страны. Поэтому жизненно важно для России признание экологической безопасности приоритетной ценностной категорией.

Гуманитарный аспект обеспечения экологической безопасности страны – это утверждение новой мировоззренческой доминанты в обществе, формирование экологической культуры. В этой связи, экологическое мировоззрение является природным защитно-приспособительным механизмом как индивида, так и социального организма в целом. Именно поэтому экологическое образование (включая воспитание) и просвещение, в особенности подрастающего поколения, имеют исключительно жизненно важное значение. Фактически, это – вопрос выживания или деградации нации, а потому и дело государственной важности.

Экологическая безопасность как важнейшая часть национальной безопасности России будет укрепляться по мере роста общей и профессиональной экологической культуры каждого человека и общества в целом, что станет возможным лишь в результате непрерывного экологического образования и просвещения людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп во всех сферах жизнедеятельности.

Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Экологическая культура выражается в способности людей осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми, и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования и просвещения людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе.

В ряде международных документов, касающихся охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, в том числе и в итоговом документе "Повестка дня на XXI век" Всемирного форума (Рио-де-Жанейро, 1992), одной из приоритетных задач перед странами мирового сообщества поставлена задача формирования экологической культуры и ответственного отношения к природе через экологическое образование каждого человека и общества в целом.

Законом Российской Федерации 1991 года "Об охране окружающей природной среды" (раздел 11) устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования, профессиональной подготовки специалистов и руководящих работников через сеть существующих образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, с использованием средств массовой информации.

Указ Президента Российской Федерации № 440 от 1.04.96 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" предусматривает создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения, экологизацию экономической деятельности и др.

Создание развитой системы непрерывного экологического образования и просвещения в качестве основы формирования экологической культуры должно быть законодательно закреплено в качестве государственной экологической политики как конституционной нормы (ст.71).

Целью и ожидаемым результатом экологического образования в России является формирование экологической культуры личности и общества в целом, воспитание чувства ответственности у человека для решения экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. Формирование экологической культуры учащихся должна стать важнейшей педагогической задачей.

Доступ к экологическим, жизненно важным знаниям должен быть широко открыт всем, и в особенности юным гражданам страны, формирование экологического восприятия мира у которых необходимо, прежде всего им самим, чтобы, став взрослыми, они смогли обеспечить процветание своей Родины как собственной жизни, как родной семьи, ибо безопасность общества строится на обеспечении безопасности индивида. Экологическое образование – основа укрепления национальной безопасности страны, т.к. направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества. Поэтому необходимость экологического образования воспринимается обществом как фактор коллективной безопасности.

Приоритетным же должно стать такое образование, которое готовит учащихся к решению стоящих перед обществом социальных, экономических и экологических проблем на местном, национальном и на глобальном уровнях. Такая позиция даст возможность преодолеть отчуждение системы образования от экологических проблем современного мира. При этом знания и умения должны подкрепляться действиями, что приведет к формированию навыков, личного опыта.

По новой Доктрине общего образования, в качестве генерального направления реформирования российской общеобразовательной школы провозглашается получение выпускниками нового качества образования, реализация которого связана с качественно новой социальной целью общего образования – с подготовкой всех выпускников к исполнению своих гражданских обязанностей в условиях правового гражданского общества. В условиях экологического кризиса для выпускников школы наряду с глубокими, прочными знаниями жизненно важны нравственные ценностные ориентации, экологически грамотные поведенческие навыки и умения, готовность и способность к социально значимой практической деятельности по защите окружающей среды и улучшению ее качества в интересах ныне живущих и будущих поколений.

Принцип непрерывности экологического образования (включая воспитание) и просвещение вытекает из необходимости адаптации человека к постоянно меняющейся окружающей среде. Экологическое образование наиболее успешно может осуществляться только непрерывно и преемственно, в соответствии с социально-психологическими периодами развития личности.

В современной общеобразовательной практике развитие экологического образования сосредоточено преимущественно во внеклассной работе и в учреждениях дополнительного образования. В целом, экологическим образованием в стране охвачено уже только пять процентов детей школьного возраста.

Экологическое образование в стране практически сворачивается. Самостоятельный предмет "Экология" как обязательная учебная дисциплина исключен из Базисного учебного плана, отсутствует этот жизненно важный предмет и в концепции 12-летнего школьного образования, в связи с чем изъят также из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части образовательной области и специальностей педагогического образования (нет предмета "Экология", не нужны и учителя экологии), хотя преподавание только предмета "Экология" в общеобразовательной школе крайне недостаточно. Необходима экологизация не только образовательного процесса, но и всех сфер жизни и деятельности человека, что и являет собой суть экологического образования как гуманитарной основы повышения экологического сознания, формирования экологического мировоззрения, кристаллизующего устои экологической культуры.

В отсутствие государственной политики в области экологического образования, как условия формирования экологической культуры, отсутствует правовая база по подготовке кадров для работы в системе непрерывного экологического образования и просвещения, государственная поддержка дошкольного и внешкольного экологического образования, музеев, библиотек, летних экологических лагерей – важного механизма формирования основ экологической культуры; отсутствует системная экологическая подготовка государственных служащих высших эшелонов власти и, как следствие – ликвидировано главное природоохранное ведомство страны; средства массовой информации, за исключением экологических, фактически самоустранились от экологического просвещения населения.

Отсутствует и координация действий в этом направлении на федеральном уровне, а также необходимое взаимодействие между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, что приводит к разобщенности деятельности природоохранных органов, учреждений образования, информационного экологообразовательного пространства, средств массовой информации и общественности.

2. Законодательство в данной сфере правового регулирования

Проект федерального закона "Об экологической культуре" разработан в развитие нормативных правовых актов Российской Федерации и Международных документов:

– Конституции Российской Федерации (1993);

– Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (1991);

– Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (1996);

– Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"(1992);

– Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991);

– Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (1994);

– Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999);

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "№ 236 от 04.02.93" следует читать "№ 236 от 04.02.94"

– Указ Президента Российской Федерации "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (№ 236 от 04.02.93);

– Тбилисская Декларация (1-я Всемирная Межправительственная Конференция по вопросам образования в области окружающей среды, 1977);

– Международная стратегия действий по образованию в области окружающей среды на 90-е годы (Конгресс Юнеско-ЮНЕП, 1987);

– "Повестка дня на XXI век" (Всемирный форум по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992);

– Руководящие принципы комплексного управления природоохранной деятельностью в странах с экономикой переходного периода. Материалы Европейской Экономической Комиссии и Программы ООН по окружающей среде (1994);

– Всемирная Декларация "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей", "Конвенция о правах ребенка" принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89, ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90 и вступила в силу для Российской Федерации 15.09.90;

– Постановление Правительства Российской Федерации "О реализации Конвенции ООН "О правах ребенка" и Всемирной Декларации "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей" (№ 848 от 23.08.93);

– Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Положения и Комиссии по координации работ, связанных с выполнением указанных Конвенции ООН и Всемирной Декларации (№ 1077 от 23.10.93);

– Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о Межведомственной Комиссии по экологическому образованию (26.01.95).

Принятие предлагаемого Федерального закона позволит сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы – законов в данной сфере правового регулирования.

3. Государственное регулирование в области экологической культуры

Проект федерального закона "Об экологической культуре", внесенный в Государственную Думу в июле 2000 года, концептуально доработан в соответствии с поступившими замечаниями и предложениями, имеет следующую структуру.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экологической культуре

Статья 3. Основные принципы государственного регулирования в области экологической культуры

Статья 4. Сфера применения настоящего Федерального закона

Глава II. Экологическое образование и просвещение как основа экологической культуры общества

Статья 5. Экологическое образование в образовательных учреждениях Российской Федерации

Статья 6. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов

Статья 7. Дошкольное экологическое воспитание

Статья 8. Школьное и дополнительное экологическое образование

Статья 9. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе

Статья 10. Экологическое образование в высших учебных заведениях

Статья 11. Экологическая подготовка руководящих работников и специалистов

Статья 12. Экологическое самообразование

Статья 13. Экологическое образование в Вооруженных Силах и приравненных к ним образованиях

Статья 14. Экологическое просвещение

Глава III. Управление в области экологической культуры

Статья 15. Государственное регулирование в области экологической культуры

Статья 16. Полномочия Российской Федерации

Статья 17. Полномочия субъектов Российской Федерации

Статья 18. Полномочия органов местного самоуправления

Статья 19. Участие общественных объединений и граждан

Статья 20. Консультационные советы

Статья 21. Финансирование деятельности по развитию в Российской Федерации экологической культуры

Статья 22. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Глава IV. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры

Статья 24. Международное сотрудничество в сфере экологической культуры

Глава V. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Во исполнение решений самого высокого уровня принятие представленного проекта федерального закона обеспечит государственное регулирование в области экологической культуры, охватывающее все сферы жизнедеятельности людей всех профессиональных групп с целью формирования экологического сознания и мировоззрения у населения, улучшения экологической ситуации в стране.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, возникающие в процессе деятельности по формированию в обществе экологической культуры, а также определяет основные принципы государственного регулирования в этой области, направленного на реализацию в Российской Федерации конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности страны и каждого человека.

Областью применения настоящего Федерального закона является система непрерывного экологического образования и просвещения, представляющая собой совокупность системы образования Российской Федерации, информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации, а также управление в области экологической культуры.

Информационное экологообразовательное пространство Российской Федерации включает особо охраняемые природные территории и историко-архитектурные комплексы, антропогенные ландшафты, сеть библиотек и средств массовой информации, сферы науки и искусства, культуры и отдыха, спорта и туризма, объекты производства и сферы услуг, иные сферы жизни и деятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их компетенции, а также на общественные организации и на каждого человека.

Для формирования у подрастающего поколения основ экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется экологическое воспитание и образование, как неотъемлемая составляющая системы образования (включая воспитание в детских образовательных учреждениях).

В целях формирования экологического сознания и мировоззрения, высокого уровня экологической культуры военнослужащих, а также для обеспечения экологической безопасности военной деятельности, снижения экологического риска на территориях дислокации войск (сил) вводится система экологического обучения и воспитания как составная часть и одно из приоритетных направлений в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы, внутренних войск России, равно как системы гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В целях обеспечения конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также формирования нравственного отношения человека к окружающей природной среде как основы повышения уровня экологической культуры общества в Российской Федерации осуществляется экологическое просвещение населения через средства массовой информации, музеи, библиотечную сеть, лектории и иные объекты информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации.

Координацию действий по обеспечению в Российской Федерации государственного регулирования в области экологической культуры осуществляет специально уполномоченный Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Для содействия государственным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления при реализации ими государственных полномочий по развитию в обществе экологической культуры, а также для оказания гражданам и юридическим лицам консультативно-методической помощи по вопросам экологического образования и просвещения при указанных органах могут создаваться государственно (и/или муниципально)-общественные консультационные советы, деятельность которых определяется положениями, утверждаемыми органами исполнительной власти соответствующего уровня.

Настоящий Федеральный закон должен быть обеспечен финансовыми ресурсами, благодаря заявленной Президентом Российской Федерации государственной политике, осуществление которой Правительством Российской Федерации изложено в следующих постановлениях:

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 1208 от 3.11.94 "О мерах по улучшению экологического образования населения" явилось первым официальным правительственным документом после Международной Конференции (Рио-де-Жанейро, 1992). Было решено создать Межведомственную комиссию (в состав вошли федеральные министерства и ведомства: Минприроды, Госкомвуз, Минобразования, Минкультуры, Госкомпечать) для координации действий в этой области. Основное направление ее деятельности – разработка государственной стратегии по экологическому образованию населения в России и соответственной Федеральной целевой программы. Экологическое образование признавалось приоритетным; в бюджетах экологических фондов субъектов Российской Федерации предлагалось выделять на экологическое образование 10% средств.

Аналогичные постановления стали приниматься в субъектах Российской Федерации, на сегодняшний день более половины их осуществляют экологическое образование на своих территориях, в 9-ти субъектах Российской Федерации разрабатываются собственные законы (Башкортостан, Дагестан, Удмуртия, Новгородская, Саратовская, Ростовская, Пензенская, Ульяновская, Новосибирская, Кировская области и др.). На местах силами энтузиастов идет работа по организации экологического образования и просвещения.

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 91 от 26.01.95 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и ее персонального состава" организационно оформило новое направление государственной деятельности – разработку государственной политики в области экологического образования населения Российской Федерации и программы по ее реализации.

3. Импульс для разработки Федеральной целевой программы "Экологическое образование населения России" был дан еще 19 января 1996 года – Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 155 "О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996–1997 гг. " во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 236 от 4.02.94 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", а также вышеназванных собственных постановлений. Одним из основных направлений действий Правительства Российской Федерации, в соответствии с названным Постановлением стало развитие экологического воспитания и образования, для чего было поручено федеральным министерствам и ведомствам (Минобразованию, Госкомвузу, Минэкономики, Минфину, заинтересованным министерствам и ведомствам) к апрелю 1997 г. разработать указанную Федеральную целевую программу "Экологическое образование населения России" (п.1.9).

4. Письмом (№ 01-12/16-339 от 3.02.97 г.) Минэкономики и Госкомэкология просили Правительство Российской Федерации продлить сроки представления проекта названной Федеральной целевой программы с целью ее доработки и корректировки в связи с изменениями структуры федеральных органов исполнительной власти, их функций и полномочий, что не должно было оказать существенного влияния на процесс подготовки бюджетной заявки для финансирования Программы в 1988 году. На что было получено согласие Правительства Российской Федерации (письмо № ВЧ-П9-04927 от 16.02.97), но сроки были перенесены на июнь 1997 года и т.д. Федеральная целевая программа "Экологическое образование населения России" (до 2010 года) не принята Правительством Российской Федерации, однако указанная программа при необходимости может быть доработана Правительством Российской Федерации и принята в виде федерального закона (по аналогии с Федеральной программой развития образования – № 51-ФЗ от 10.04.2000).

Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий развития в Российской Федерации системы экологического образования и просвещения в целях формирования в обществе экологической культуры.

Бюджетное финансирование деятельности по развитию в обществе экологической культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В этих целях распределение расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации осуществляется посредством структурного уточнения и дифференциации средств в пределах планируемых: по ведомственной структуре расходов на образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, библиотеки, музеи и постоянные выставки, средства массовой информации, гражданскую оборону; по федеральным целевым программам и федеральным программам развития регионов; по целевым бюджетным фондам; за счет дополнительных доходов федерального бюджета в указанных разделах и подразделах названной классификации (в соответствии с установленным порядком).

Дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета на реализацию данного закона не потребуется.

Порядок финансирования мероприятий по реализации представленного законопроекта устанавливается ежегодно в рамках законодательства о бюджетах всех уровней, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, федеральный закон "Об экологической культуре" является правовой основой всеобщей экологической грамотности российского общества и каждого его члена.

Только экологически культурный государственный деятель любого ранга сможет экологически грамотно откорректировать правовое поле страны; только экологически грамотные родители воспитают экологически грамотное поколение; только экологически грамотное общество не допустит экологических катастроф любого масштаба в залог выживания и процветания будущих поколений. Формирование экологической культуры станет основой возрождения общества.




Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об экологической культуре"

Основополагающим направлением в реализации государственной экологической политики России (как конституционной нормы) является обеспечение условий для формирования в Российской Федерации экологической культуры каждого человека и общества в целом.

Основой государственных гарантий развития экологической культуры в Российской Федерации является бюджетное финансирование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок финансирования мероприятий по реализации законопроекта устанавливается ежегодно в рамках законодательства о бюджетах всех уровней, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этих целях распределение расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации осуществляется посредством структурного уточнения и дифференциации средств в пределах планируемых: по ведомственной структуре расходов на образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, библиотеки, музеи и постоянные выставки, средства массовой информации, гражданскую оборону; по федеральным целевым программам и федеральным программам развития регионов; по целевым бюджетным фондам; за счет дополнительных доходов федерального бюджета в указанных разделах и подразделах названной классификации (в соответствии с установленным порядком).

Дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, на реализацию данного закона не потребуется.

В пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица вправе объединять денежные и материальные средства для совместной поддержки деятельности в области экологической культуры.

В целях привлечения дополнительных финансовых средств в поддержку развития экологической культуры государство регулирует предоставление некоммерческим организациям, ведущим деятельность в области экологической культуры на территории Российской Федерации, льгот, материального и морального поощрения и преимуществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на некоммерческие организации, ведущие деятельность в области экологической культуры, тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, другие виды коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для отпуска данных ресурсов населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.




Перечень законодательных актов,
подлежащих принятию в связи с принятием
проекта федерального закона "Об экологической культуре"

Принятие проекта федерального закона "Об экологической культуре" не потребует разработки иных актов федерального законодательства.




Перечень законов и иных нормативных правовых актов,
подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием
проекта федерального закона "Об экологической культуре"

Принятие проекта федерального закона "Об экологической культуре" не потребует отмены, изменения или дополнения законов и иных нормативных правовых актов федерального законодательства.


   Законопроекты     Народ о законопроектах     Семинары и круглые столы     Регионы России     Литература На главную   
   Copyright © 1999–2005 Фонд развития парламентаризма в России        Letter to Admin